Современная хореография
Теория.
Терминология.
Методические рекомендации.
В разделе «Разогрев» упражнения исполняются на середине зала с изменением уровней. Некоторые движения - в положении «стоя», «сидя», «лежа» и обратно. В конце разогрева исполняются прыжки типа sauté et emboite, которые активизируют мышцы и являются своеобразной кульминацией перед следующим, более спокойным, разделом урока. В разделе «Изоляция» используются комбинации, повышенной сложности. В комбинациях используются сочетания шагов, прыжков, вращений, спиралей и наклонов торса. В разделе «Импровизация» совершенствуем приемы актерского мастерства и пластического выражения действия, образа.
Использование элементов классического экзерсиса в «чистом» виде нецелесообразно, поскольку это пересекается с задачами урока классического танца. Рекомендуется использовать видоизменённые движения классического танца в некоторых разделах урока.
Подбор музыкального сопровождения в современной хореографии целиком зависит от задач урока и его построения. Обычно для построения используется ритмическая музыка свингового характера. Для изоляции подходит быстрая ритмичная музыка с чётким акцентом на первую долю. При изучении комбинации музыкальное сопровождение должно быть с простым рисунком и устойчивым ритмом.
Содержание учебно-тематического плана
Основные разделы |
Часы в неделю |
Всего часов за год |
Теория |
Практика |
Современный танец |
3 |
108 |
10 |
98 |
Цели:
В образовании:
Совершенствование свободы движения всего тела.
В развитии:
Развитие танцевальной координации при выполнении упражнений.
В воспитании:
Воспитание художественного вкуса.
Задачи:
В образовании:
Формировать самовыражение к творческой деятельности.
В развитии:
Развивать личность обучающегося, как исполнителя.
В воспитании:
Воспитывать любовь к танцу «Джаз-Модерн».
РАЗОГРЕВ
Шаги:
- шаг с приставкой из I во II параллельную позицию ног и с хлопком;
- шаги крестом.
Упражнения руками:
- круговые;
- подбивка с разворотом на 180 градусов.
Упражнения плечами:
- в комбинации с шагами;
- круговые упражнения плечами.
Упражнения для ног:
- вперед по диагонали;
- в сторону с поворотом на 360 градусов.
Полушпагаты:
- с наклоном вперед;
- с наклоном в сторону.
ИЗОЛЯЦИЯ
Голова:
- крест;
- квадрат;
- круг;
- sundari – крест;
- полукруг.
Плечи:
- крест;
- квадрат;
- ькруг;
- «восьмерка».
Грудная клетка:
- крест;
- квадрат;
- полукруги.
Пелвис:
- крест;
- квадрат;
- полукруги,
- полукруг одним бедром;
- круги;
- «восьмерка».
Руки: различные вариации основных позиций и положений рук, А-Б-В.
Ноги: catch step; prance; kick; lay out.
КООРДИНАЦИЯ 3-Х ЦЕНТРОВ
1. Голова – наклоны вперед – назад, одновременно двигаются плечи вверх-вниз, пелвис вправо-влево;
2. Грудная клетка двигается вперед – назад, руки jerk-position в оппозицию назад – вперед и одновременно battemnt tendu правой ногой в сторону;
3. Руки во II позиции, кисти двигаются вверх-вниз, пелвис вперед – назад, голова – наклоны вправо-влево;
4. Приставные шаги – по 4 вправо и влево, руки двигаются по схеме: А-Б-В-II позиция одновременно на каждый счет наклоны головой вперед и назад;
5. thrust пелвисом вправо-влево, руки по II позиции и правым предплечьем на каждый счет к себе, одновременно левая рука движется по схеме: А-Б-В-II позиция;
6. Шаги по схеме: 2 приставных шага вправо, 2 влево, 2 вперед, 2 назад. Одновременно thrust пелвисом вправо-влево. Одновременно руки исполняют основную схему в обратном порядке: В-Б-А-II позиция.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Наклоны торса:
- flat back;
- deep body bend;
- side stretch.
Твист торса:
- curve;
- arich;
- roll down u roll up.
- «волны»;
- «спирали»;
- contraction;
- release;
- high release;
- tilt.
УРОВНИ
Стоя:
- верхний (на полупальцах);
- средний (на всей стопе);
- нижний (колени согнуты).
На четвереньках:
- опора на руках и коленях;
- 1 или 2 ноги вытянуты назад при опоре на руки;
- 1 нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене.
На коленях:
- стоя на 2-х коленях;
- стоя на одном колене, другая нога открыта в любом направлении.
Сидя:
- I позиция;
- II позиция;
- IV позиция или «svestic»;
- V позиция; колени согнуты и соединены;
- джазовый шпагат;
- сидя на одном бедре;
- лежа (на спине, на боку, на животе).
КРОСС. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ
Шаги:
- flat step;
- catch step;
- шаг «ча-ча-ча»;
- латин урок;
- шаги в модерн-джаз манере;
- шаги в рок - манере.
Прыжки:
- jimp;
- leap;
- hop;
- с 2-х ног на 1.
Вращения:
- corkscrew;
- four chaine;
- повороты на одной ноге;
- повороты по кругу;
- повороты на различных уровнях.
КОМБИНАЦИИ И ИМПРОВИЗАЦИЯ
В этом разделе всё зависит от фантазии педагога и его балетмейстерских способностей. Они могут быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений. Главное требование комбинации – её танцевальность и использование определённого рисунка, различных направлений и ракурсов, использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя.
История хореографии
Теория.
История отечественной хореографии.
Содержание учебно-тематического плана
Основные разделы
|
Часы в неделю |
Всего часов за год |
Теория |
История хореографии
|
1 |
36 |
36 |
Цели:
В образовании:
Приобретение необходимых теоретических знаний по истории отечественной хореографии.
В развитии:
Расширение кругозора и развитие творческого интеллекта.
В воспитании:
Приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусства.
Задачи:
В образовании:
Познакомить с творческими биографиями известных русских исполнителей и балетмейстеров, оставивших наиболее заметный след в истории русского театра.
В развитии:
Сформировать целостное представление об истории развития хореографического искусства, его идейном и художественном богатстве.
В воспитании:
Повысить общекультурный уровень обучающихся.
РЕФОРМАТОРЫ БАЛЕТНОЙ СЦЕНЫ XX ВЕКА
1. Балетный театр XX века
2. Балетмейстер А.Горский
3. Русские исполнители и техника танца в начале XX века
4. «Русские сезоны». Организация гастролей. С.Дягилев и М.Фокин
5. Танцовщики «Русских сезонов»А.Павлова, Т.Карсавина, В.Нижинский
6. Сезон 1909 года
7. Сезон 1910 года
8. Сезон 1911 года
9.Балетмейстерские работы В.Нижинского
10. Балетмейстер - новатор К.Голейзовский
11. Педагогическая деятельность А.Вагановой
12. Союз танцевального искусства с литературой
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
1. Муза русского балета Г.Уланова
2. Драматический балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»
3. Легенда русского балета М.Плисецкая
4. Балет Р.Щедрина «Кармен-сюита»
5. Жизнь и творчество М.Лиепы
6. Творчество В.Васильева и Е.Максимовой
7. Балет А.Хачатуряна «Спартак»
8. Балет С.Прокофьева «Золушка»
9. Одиссея Рудольфа Нуреева
МНОГООБРАЗИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ФОРМ
1. Народно-сценический танец как особый жанр хореографии XX века
2. Историко-бытовой и современный бальный танец
3. Танцевальное искусство России второй половины XX–начала XX I вв.
Постановочная работа
На основе проученного материала ставятся номера в копилку репертуара коллектива в характере народного или стилизованного танца с сюжетной направленностью. Музыкальный материал: эстрадная, народная музыка, эстрадная обработка народной музыки, возможно обращение к различным музыкальным размерам.
Основным направлением в творческой постановочной работе данной образовательной программы «Хореографическое творчество» является стилизация русского народного танца. В современных условиях это направление позволяет более полно показать возможности танцевальной лексики русского танца, лиричность и красоту движений, привить детям понимание национального искусства через эстетику стилизованного русского танца и костюмов.
Содержание учебно-тематического плана
Основные разделы
|
Часы в неделю |
Всего часов за год |
Постановка танца
|
2 |
72 |
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Участие в городском фестивале детского художественного творчества, в концертах.
Воспитательные мероприятия
В школе особое внимание уделяется гармоническому развитию, воспитанию на основе общечеловеческих ценностей, формированию базовой культуры детей и подростков, укреплению здоровья, оказанию помощи в саморазвитии.
Это такие формы работы, как беседы, вечера, конкурсы, праздники и т.д. Одним из традиционных средств воспитания обучающихся в школе являются праздники и развлечения.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов доставляет удовольствие всем, особенно обучающимся, создаёт весёлое настроение, развивает инициативу и самостоятельность, воспитывает дружелюбие, заботливое отношение к людям, формирует художественный вкус ребёнка.
Цели:
В образовании:
Формирование способности к самопознанию, к реализации себя в жизнедеятельности школы.
В развитии:
Развитие самосознания и культуры самовоспитания.
В воспитании:
Формирование нравственной позиции к людям другого пола, иного возраста и уровня способностей.
Задачи:
В образовании:
Формирование позитивной «Я» - концепции личности ребёнка.
В развитии:
Развивать творческие способности на основе организации досуга.
В воспитании:
Воспитание гражданственности.
Содержание тематического плана
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Место проведения |
1 |
Экскурсия по известным местам города |
ноябрь |
г.Камышин |
2 |
Дискотечная программа «Новогодний dance» |
декабрь |
актовый зал |
3 |
Конкурс плакатов «Ты же выжил, солдат …» |
февраль |
актовый зал |
4 |
Городской фестиваль детского художественного творчества |
февраль |
ДДК «Дружба» |
5 |
Конкурсная программа «Мисс - танцовщица» |
апрель |
танцкласс |
6 |
Праздник танца |
Апрель
|
ДДК «Дружба» |
Прогнозируемая результативность 5 года обучения
Обучающийся должен знать:
-основные этапы истории русского хореографического искусства;
- экзерсис классического, народного и современного танцев;
- законы драматургии.
Обучающийся должен уметь:
- проводить анализ хореографического произведения;
- выполнять программу танцевального коллектива по учебным дисциплинам;
- держать своё тело в статике и в расслабленном состоянии;
- технически правильно выполнять основные позы, положения, элементы танца «Джаз-Модерн»;
- добиваться артистичности выразительного исполнения;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных
комбинаций и этюдных форм;
- правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточки,
веночки, платочки, шапки, корзинки, бубны и т.д.;
- продолжать добиваться в ансамбле выразительности и виртуозности
исполнения движений.
Обучающийся должен обладать навыками:
- демонстрировать на фестивалях свой танцевальный уровень;
- составления собственных танцевальных композиций.
6 год обучения
Цель:
Содействовать развитию личности обучающегося, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу хореографического искусства.
Задачи:
В образовании:
1. Обучение выразительному исполнению и эмоциональной
раскрепощенности в танцевальной практике.
2. Обучение и овладение обучающимися специальными знаниями и навыками
двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость,
быстроту и координацию движений и способствующими успешному
освоению технически сложных движений.
3. Осознанное восприятие танцевального материала, совершенствование танцевальной техники.
В развитии:
1. Овладение эмоционально ярким художественным исполнением.
2. Развитие творческого мышления, памяти, воображения, умения выражать эмоции.
3. Приобретение и развитие коммуникативных способностей – активности, сообразительности, умения импровизировать и двигаться под музыку.
В воспитании:
1. Воспитание важнейших психофизических качеств двигательного
аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы,
выносливости, ловкости, быстроты, координации.
2. Воспитание организованности, дисциплинированности, четкости,
аккуратности.
3. Создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности.
Содержание учебно-тематического плана
Основные разделы |
Часы в неделю |
Всего часов за год |
Теория |
Практика |
Классический танец |
3 |
108 |
8 |
100 |
Народно-сценический танец |
3 |
108 |
8 |
100 |
Современный танец |
3 |
108 |
10 |
98 |
Постановка танца |
3 |
108 |
|
108 |
Всего: |
12 |
432 |
24 |
408 |
Классический танец
Теория.
Терминология.
Методические рекомендации.
Закрепляется программный материал V класса. Продолжается работа над чистотой, свободой и выразительностью исполнения с использованием более сложных сочетаний движений.
Большая часть времени отводится занятиям на середине. Общий темп ускоряется. Более сложно и разнообразно музыкальное сопровождение.
На этом этапе обучения главное внимание следует уделять правильности и чистоте исполнения упражнений, элементам художественной окраски движений, развитию выносливости и устойчивости. В этот период обучения возрастает физическая нагрузка, ускоряются темпы исполнения движений. Линия урока становится более непрерывной.
Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, с четким ритмом и ярко выраженной фразировкой, чтобы учащиеся легко определяли музыкальные предложения, периоды и основное внимание уделяли правильности исполнения движений.
Содержание учебно-тематического плана
Основные разделы |
Часы в неделю |
Всего часов за год |
Теория |
Практика |
Классический танец |
3 |
108 |
8 |
100 |
Цели:
В образовании:
Обучение навыкам правильного и выразительного движения, гармоничного соединения манеры исполнения с врождённым чувством красоты танца.
В развитии:
Развитие сценической техники и актёрского мастерства.
В воспитании:
Воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к наследию.
Задачи:
В образовании:
Формировать ключевые компетенции в области классического танца.
В развитии:
Развивать интерес к классическому танцу как мотивационного компонента к дальнейшему саморазвитию.
В воспитании:
Формировать навыки творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса.
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА.
1. Demi - rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedans на полупальцах и на
demi- plie.
2. Pas tombe на месте с полуповоротом en dehors et en dedans, работающая нога — в положении sur le cou-de-pied.
4. Rond de jambe en 1'ait en dehors et en dedans.
5.Battements releves et battements developpes en face в позах на полупальцах.
6.Grands battements jetes developpes («мягкие» battements) на всей стопе.
7.Grands battements jetes passes par terre (через I позицию) с окончанием на носок вперед или назад en face и в позе.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.
1. Battements tendus en tournant en dehors et eh dedans no - 1/8, 1/4 круга.
2.Battements tendus jetes en tournant en dehors et en dedans no 1/8 и 1/4 круга.
3.Battements fondues double на всей стопе en face и в позах.
4. Battements frappes double на всей стопе en face и в позах.
5.Battements soutenus на 90° en face и в позах на всей стопе.
6.Rond de jambe en lair en dehors et en dedans.
7.Battements releves lents в IV arabesque на всей стопе
8.Battements developpes в IV arabesque на всей стопе.
9.Pas tombe на месте с полуповоротом en dehors et en dedans (работающая нога в положении sur le cou-de-pied).
10.Temps lie на 90 с переходом на всю стопу.
11.Grands battements jetes developpes («мягкие» battements)
12.6-е port de bras.
13. Pas de bourree dessus-dessous en face.
14. Preparation к pirouette en dehors et en dedans с II позиции.
Pirouettes en dehors et en dedans с II позиции с окончанием в V позиции.
ALLEGRO
1. Petit et grand changements de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и en tournant по 1/8 и 1/4 оборота.
2. Pas de chat (с ногами, согнутыми вперед).
3.Pas emboites вперед и назад sur le cou-de-pied и на 45е, на месте и с продвижением.
ВРАЩЕНИЯ
Народно-сценический танец
Теория.
Терминология.
Методические рекомендации.
Изучаются новые движения у станка. Прививается обучающимся аккуратность и точность при исполнении движений. Большое внимание уделяется суставно-связочному аппарату стоп и коленей (подготовка к присядкам). На середине зала изучаются движения русского, белорусского, украинского, молдавского танцев в более усложненных комбинациях – с дробями и поворотами. Начинается знакомство с польским танцем.
Польский танец исполняется с подтянутым корпусом и слегка горделиво поднятой головой. Четкие позы не только украшают, но и являются его характерными чертами. Прыжок в танце небольшой, приземление после прыжка делается на подушечки обеих ног, с легким ударом об пол.
Основные разделы |
Часы в неделю |
Всего часов за год |
Теория |
Практика |
Народно-сценический танец |
3 |
108 |
8 |
100 |
Цели:
В образовании:
Совершенствование техники исполнения движений у станка и на середине зала за счет более сложной координации в комбинациях.
В развитии:
Продолжить формировать навыки составления танцевальных композиций.
В воспитании:
Содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе.
Задачи:
В образовании:
Продолжать учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движении.
В развитии:
Согласовывать движения с характером музыки средствами музыкальной выразительности.
В воспитании:
Формировать потребность в здоровом образе жизни.